Форум по средневековой музыке

АвторСообщение
администратор




Пост N: 1451
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.08 11:05. Заголовок: Б.Бэгби (Sequentia): "Каково звучание средневековой песни?"


Статья "What is the sound of medieval song?" написана Б. Бэгби для Medieval Academy of America в 2005 и является приложением к интервью -
http://medievalmusik.borda.ru/?1-10-0-00000020-000-0-0



Каково звучание средневековой песни?

Концепция исторически информированного исполнения строится на том убеждении, что современные музыканты могут почерпнуть знания и инструкции в дошедших до наших дней источниках, свидетельствующих о музыкальной практике прошлого: в нотах, описаниях контекста исполнения, трактатах, методах, изображениях процесса музыкальной игры, инструментов и т.д. К сожалению, всем этим источникам, которые мы, исполнители, кропотливо разыскиваем и изучаем, не хватает одного значимого для музыкальной интерпретации элемента, в котором мы больше всего нуждаемся и которым мы хотели бы располагать: подлинного звучания, физического присутствия живого мастера. Если исключить возможность открытия способа путешествия во времени, мы никогда не встретим нашего мастера. Лишенные важного непосредственного музыкального опыта, мы навсегда обречены смотреть на музыкальную культуру прошлого «сквозь тусклое стекло».
Это довольно сложно для большей части старинной европейской музыки, но, безусловно, не оградило поколения исполнителей и теоретиков от формирования – например, в случае барочной музыки – процветающей музыкальной сцены, наполненной прославленными музыкантами и узнаваемыми современными традициями, так что наше восприятие прошлого кажется ярким и понятным. Однако, ситуация становится более сложной и туманной , если мы стремимся исполнять средневековые песни. Средневековая монофоническая песня находится на неуловимых пересечениях письменной и устной традиций, голоса и инструмента, латыни и народных языков, и является основным носителем музыкальных практик, которые изредка, если вообще когда-либо, были записаны средневековыми музыкантами тем способом, который мог бы что-то сказать в наших условиях. Иногда мы знаем, как она исполнялась, но мы никогда не знаем, как она звучала.
Многие из нас любят слушать записи средневековой музыки и присутствовать на концертах, большинство из которых преподносят этот репертуар под маской прямолинейной и блестящей камерной музыки.
Кроме того, в сегодняшнем мире средневековой музыки можно услышать концерты, представленные, как медитативная псевдо-литургия, иронически нервное кабаре, тяжеловесная мистерия или милое костюмированное представление, экстатичное этно-жужжание, почтительный список примеров из музыкальной истории или как общедоступное Общество Творческого Анахронизма (Society for Creative Anachronism).Короче говоря, средневековая песня, не имеющая под собой живой древней традиции, процветает даже в самом суровом окружении и легко одевается в те личины, в которые мы, исполнители, ее наряжаем.
И исполнителям, и музыковедам хотелось бы верить, что наши попытки понять этот средневековый репертуар неумолимо ведут нас все ближе и ближе к современному исполнению, которое мы могли бы назвать «исторически информированным». Но до сих пор в действительности множество усилий, направленных на приспособление музыкантов 21 века к исполнению средневековой музыки, далеко не исторические. Они ощущают спрос публики, а современные вкусы и исполнительское чутье наполняют сегодняшнюю музыку так же, как и любой средневековый источник. Современные средневековые исполнители – те, кто выжил, все мы – были вынуждены учиться примирять экономические реалии с желанием воссоздать убедительный звуковой образ прошлого.

Основные носители звукового образа – виниловые пластинки, последовавшие за ними CD и технологии, которые заменят CD – все больше становятся потенциальным инструментом, задающим тон звучанию средневековой музыки в наше время. Классическая индустрия звукозаписи, последние беды которой нам хорошо известны, радикально изменилась с тех пор, когда продажа сотни виниловых пластинок со средневековой музыкой считалась успехом. По сегодняшним меркам те ранние записи имели смехотворно низкий бюджет, обложка их была невзрачна и академична, а сами исполнители были сравнительно неизвестны. Рост интереса к средневековой музыке, присутствие на сцене некоторых харизматичных исполнителей в 1960-70 е гг. начало менять способы изучения, исполнения,записи и восприятия средневековой музыки слушателями.
Однако, появление CD и последующее стремительное развитие рынка музыкальных записей в 1980-90 х гг. драматически изменили ситуацию. В этот период коммерческой экспансии мы также столкнулись с феноменом «кантомании» (миллионы проданных дисков с григорианским пением, в основном детям) , а также стиранием границ между средневековой музыкой и «New Age» (средневековая музыка как источник релаксации для взрослых и предвестник грядущего стиля "crossover"). Бюджеты записей росли, обложки становились все более щедрыми и профессиональными, и мы стали свидетелями появления канона средневековых произведений, которые, подобно «Временам года» Вивальди, можно с прибылью записывать снова и снова, не боясь пресытить рынок.

Наряду с этим каноном существует современный феномен постоянного «средневекового ансамбля», состоящего из трех или четырех исполнителей, вынужденных приноравливаться к большому разнообразию репертуара. Очевидно, что, как структура, унаследованная от мира классической камерной музыки, рок-групп и фолк-возрожения, такие небольшие ансамбли оказываются и экономически обоснованными: их переезды не требуют больших затрат (например, они поместятся в одно такси). Но более важно то, что распространение трио и квартетов помогло установить стандарты качества звучания и исполнительской практики, которые слушатели стали принимать, как «звучание» средневековой музыки. Такие ансамбли можно разделить на две категории: группы вокалистов одного пола с идеалом звука, который бы подчеркивал однородность и совершенный строй, и смешанные ансамбли вокалистов и инструменталистов, стремящихся поддержать образ средневековой соло песни, как камерной музыки. Однако, я думаю, большинство историков не согласятся с тем, что средневековая Европа была в плену у полудюжины гастролирующих профессиональных ансамблей, каждый из которых состоял из горстки привлекательных, образованных, правильно питающихся мужчин и женщин в возрасте от 30 до 40 лет с целыми зубами.

Наряду с записями, наше представление об исполнении средневековой музыки формируется также на основе концертов. Ожидания аудитории от всего ощущения концерта – удобные, хорошо освещенные церкви, капеллы и концертные залы, распечатанные программки, вводная лекция перед концертом, атмосфера благоговейной тишины и стандартная продолжительность концерта – влияет на то, как преподносится средневековая музыка. К примеру, столкнувшись с противоречием между средневековым и современным представлениями о времени, сегодняшние музыканты были вынуждены принимать мучительные решения, сокращая очень длинные или цикличные произведения (литургическое пение, длинные поэмы), для того, чтобы программа не казалась излишне «строгой» или «монотонной» и, следовательно, чуждой аудитории или, хуже того, исполнителю (вы когда-нибудь замечали, что практически все объявления о концерте средневековой музыки содержат утешительную кодовую фразу «богатое и разнообразное»?). Этот страх отчуждения – коварный спуск на пути к анекдотичной ситуации, когда серьезный ансамбль пытается надеть заостренные башмаки и претендует тем самым на «средневековость». От сегодняшних записей ( также ограниченных по времени: максимальное звучание диска продолжается 74 мин.) мы ожидаем нетронутой акустики, абсолютной тишины в паузах, совершенного качества звука , и все это свидетельствует об огромном багаже классической музыки, который должны тащить за собой средневековые музыканты. Мы поместили каждое записанное произведение в цифровой эквивалент дезинфецированной выставочной витрины, сделанной из пуленепробиваемого стекла хорошей марки, и мы не можем, кажется, даже представить себе другую (но музыкально честную) реальность.

В 1990-е гг. мы стали свидетелями появления успешных ансамблей, чья широкая популярность доказала, что средневековая музыка может проникнуть даже в высшие эшелоны мира классической музыки. Для тех, кто таким образом сбежал из «гетто старинной музыки» в музыкальный мейнстрим, заслуженное признание и свобода могут быть двойным благословением. Изощренный рынок звукозаписи (или, если использовать жаргон записывающих компаний – «продукт») помог затем повысить ожидания критиков, слушателей и других исполнителей от этих выдающихся групп, поскольку они стараются оставаться творчески жизнеспособными (и физически здоровыми) под спудом записей, продвижения, гастролей и подготовки новых программ. Поскольку звукозаписывающая индустрия продолжает свою экспансию на новые рынки и поскольку границы между музыкальными жанрами размываются, исполнение средневековой музыки все чаще попадает в категорию «кроссовера», и мы получаем новые продукты, которые смешивают средневековый репертуар с народной музыкой, импровизационной музыкой или с современными произведениями, написанными специально для исполнителей средневековой музыки с учетом их уникальных возможностей и звучания. В этом новое поколение честолюбивых юных исполнителей нашло новые «средневековые» ролевые модели на будущее.

Что мы в действительности знаем о звучании средневековой музыки? Мы знаем, что это звук наших «исторически информированных представлений», поскольку мы видим прошлое через мощные линзы настоящего.




Большое спасибо alice за появление этой статьи у нас и ее перевод!

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]







Пост N: 130
Зарегистрирован: 28.06.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.08 22:25. Заголовок: Да, да, да!!! Подпис..


Да, да, да!!! Подписываюсь под каждым словом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 20
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия