Форум по средневековой музыке

АвторСообщение
администратор




Пост N: 1613
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.11 15:22. Заголовок: 28 октября Carmina Anglica


28 октября в Концертном зале ЦМШ "На Кисловке" (Москва, Большой Кисловский пер. 4 стр 2) состоится концерт Ensemble Labyrinthus с программой Carmina Anglica. Латиноязычные кондукты, мотеты и рондели из английских рукописей XIII-XIV веков.
Начало - в 19.00

В концерте примут участие:
Анна Миклашевич - вокал,
Ольга Власова - вокал,
Полина Терентьева - вокал, колесная лира,
Анна Васильева - средневековая арфа, вокал,
Данил Рябчиков - цитоль, гиттерн

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор




Пост N: 1614
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.11 15:23. Заголовок: Что мы знаем о музык..


Что мы знаем о музыке Англии XIII-XIV веков? "Зеленые рукава" и Доуленд будут значительно позже, а Ричард Львиное Сердце - раньше. Может, и не было ее, музыки тогда, или не дошла до нас? Но нет: сохранились десятки рукописей, множество произведений. Даже странно как-то - английская готика любима и многим знакома (соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери и Линкольне - современники произведений из этой программы), а музыка того времени практически не известна слушателю. Почему так?

Возможно, музыке помешала Английская реформация, во время которой закрывались монастыри, расформировывались уникальные коллекции, погибали манускрипты - много рукописей дошло до нас во фрагментарном состоянии и некоторые произведения приходилось восстанавливать по 2-3 источникам (например, кондукт-мотет Gaudeat ecclesia).

Возможно, причины кроются в особенностях английской средневековой культуры. На континенте центром культуры (в том числе музыкальной) был уже город. Даже соборы возводись в городском центре, а вот в Англии, как и водится для страны с левосторонним движением :) , все было наоборот. Новые готические соборы занимали окраины. А музыкальная культура развивалась в монастырях. Даже нелитургическая и светская. А такая монастырская культура нам, пожалуй, в диковинку: с инструментальными произведениями (вероятно, самые первые инструментальные нотированные произведения содержатся в рукописи, составленной в Редингском аббатстве), с мотетами , в которых слова перебивают друг друга, с церковными танцами - ронделями.

Многие жанры, те же рондель, кондукт (многоголосная, чаще 2-3 голосная и одноголосная латиноязычная песня XII-XIV веков), мотет (многоголосное произведение, в котором у каждого из голосов - свой собственный текст) были известны и популярны и на континенте. Но английская готика, как вы, конечно, догадались, все изменила на свой манер. Во Франции, на родине мотета, уже к середине 13 века чаще всего нижний голос (тенор) вел мелодию из григорианского хорала на латыни, а лирика верхних голосов (мотетуса, триплума, и, иногда, в 4х голосном мотете, квадруплума) - чаще всего была на французском и посвященна была чаще всего исключительно светской тематике. В мотете Vide miser et iudica\Vide miser et cogita\ Wynter эта схема перевернута. Текст тенора написан на староанглийском и очевидно светский, а текст верхних голосов - покаянно-обличительный и латинский. Мотет Orbis pium primordium\O bipertum peccatum и не мотет вовсе, а мотет-кондукт, нечто среднее между этими жанрами: в первой части произведения верхние голоса ведут один и тот же текст, а во второй части один и тот же текст проходит каноном между всеми тремя голосами.

Музыкально английская полифония XIII-XIV также отличается от континентальной. Для континента характерна максимальная дифференциация голосов - каждый голос движется по-своему, часто слышна ритмическая разноголосица, верхние голоса чаще гораздо более орнаментированы, чем тенор. В английской музыке все более сдержанно: голоса движутся чаще вместе и более однородны музыкально. Раньше считалось, что английской музыке этого периода, более чем континентальной присущи "несовершенные созвучия" - терции и сексты, но, увы, это не так. Как и в архитектуре, так и в музыке в английской готике как минимум не меньше романских влияний, чем на континенте.

Рукопись из редингского аббатства донесла до нас музыку еще одного удивительного явления средневековой монастырской культуры - латинского лэ Samson dux fortissime (текст которого известен и по нескольким континентальным манускриптам). Лэ - это весьма объемное (до нескольких сотен стихов!) текстуально-музыкальное произведение нерегулярной (не "куплетно-припевной") формы, чаще всего связанное с куртуазной тематикой и написанное на "вульгарных" (прежде всего, старофранцузском) языках. Но Samson dux fortissime написан на латыни и посвящен совсем не куртуазной теме, а ветхозаветному повествованию о Самсоне. При этом музыкально произведение по форме своей близко к дошедшим до нас французским лэ. И, возможно, как и они требовало участия музыкальных инструментов.

"He tawhte hir til sche was certein\ of Harpe, of Citole and of Rote"
"Он учил ее, пока она не достигла умения\ в арфе, цитоли и роте" (
Дж. Гоуэр, ок. 1390г).

Инструменты, которые использует ансамбль в этой программе - арфа, цитоль и гиттерн - часто упоминаются в английских источниках того времени. О цитоли пишет Чосер, на ней играет один из ангелов Линкольнского собора, одна из цитолей начала XIV века (правда уже в переделанном виде) сохранилась до наших дней именно в Англии и находится сейчас в Британском музее. Гиттерн также упоминается Чосером (однажды писатель рифмует его с таверной), а его скульптурные изображения можно найти в Винчестерском соборе. Но все эти упоминания меркнут перед популярностью арфы. Достаточно сказать, что на коронации Эдуарда I в Вестминстере в 1306 году практически каждый третий музыкант был арфистом! Арфа того времени - это особенный инструмент, не похожий ни на современную оркестровую арфу, ни на фолковый кельтский вариант. Приходите, и услышите переливы средневековой арфы, звонкую цитоль и медовый звук гиттерна, и, конечно, удивительную вокальную полифонию английской музыки XIII-XIV веков.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 37
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия