|
| |
Пост N: 1576
Зарегистрирован: 17.05.05
|
|
Отправлено: 27.10.10 08:32. Заголовок: 13 ноября Ensemble Labyrinthus Carmina Helvetica
13 ноября в Культурном центре на Пречистенке (Москва, ул. Пречистенка, 32) состоится концерт Ensemble Labyrinthus с программой Carmina Helvetica. Начало в 19-30. CARMINA HELVETICA. Швейцарские кондукты и рондели XII-XIV веков Рондель – это церковный или внецерковный танец с духовным текстом. В Средние века церковные танцы были широко распространены в Европе и вызывали неоднозначную реакцию. Часто их пытались искоренить, но обычай церковного танца оказался столь живуч, что отдельные его элементы можно встретить и поныне. В XIII веке этот жанр переживал свой расцвет – манускрипты этого времени сохранили большое число танцев, принадлежащих, прежде всего, перу авторов парижской школы Нотр-Дам. Текстуально связанные чаще всего с Рождеством Христовым или Пасхой, музыкально эти произведения довольно далеки от хорала и органума и ближе стоят к менестрельской и даже народной традиции. Иоанн де Грокейо – парижский теоретик конца XIII века - назвал эти танцы ронделями и сказал, что они обычно поются юношами или девушками на празднествах. С эстетикой праздника связан и другой жанр школы Нотр-Дам – многоголосный кондукт, несколько более утонченный в отличие от «простонародного» ронделя. Кондукт - это многоголосная (чаще 2-3 голосная) и одноголосная латиноязычная песня XII-XIV веков. Расцвет этого жанра связан с парижской школой Нотр-Дам (ок.1170- ок.1240). Среди известных авторов кондуктов - Перотин, Вальтер Шатильонский, Филипп Канцлер, Петр Блуаский. В швейцарских манускриптах сохранилось несколько десятков кондуктов. Часть из них – известные парижские произведения, известные по многим рукописям. У части – несколько иной текст или изменена музыка (как, иной второй голос в Sol sub nube latuit Вальтера Шатильонского). Но примерно треть кондуктов – уникальна и не содержится нигде, помимо Швейцарии. Большая часть из этой последней трети записана в XIV веке, то есть столетием позже основного корпуса кондуктов. Тогда, когда больше нигде кондукты уже не писали. Новая музыка занимала умы и чувства музыкантов и слушателей. Но в швейцарских произведениях это новое было переплетено со старым, новое искусство – Ars Nova- со старым – с Ars Antiqua, в особый причудливый орнамент. Орнамент, не похожий в целом ни на одну из своих составляющих. Эдакое «бабье лето» - и не лето, и не осень, а что-то особенное, со своим очарованием. Как и швейцарские рондели и кондукты. На концерте эти произведения прозвучать как а-капелла, так и в обрамлении инструментов того времени: цитоли, виелы, ребека и колесной лиры.
|