Форум по средневековой музыке

АвторСообщение
администратор




Пост N: 1549
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.10 20:02. Заголовок: 24 июня. Москва. Витте-Мария Вебер. Ансамбль Labyrinthus


24 июня в Культурном центре на Пречистенке (Москва, ул. Пречистенка, 32) состоится концерт Ensemble Labyrinthus и Witte-Maria Weber (Швейцария) с программой Carmina Helvetica. Начало в 19-00.

CARMINA HELVETICA. Швейцарские кондукты и рондели XII-XIV веков

Рондель – это церковный или внецерковный танец с духовным текстом. В Средние века церковные танцы были широко распространены в Европе и вызывали неоднозначную реакцию. Часто их пытались искоренить, но обычай церковного танца оказался столь живуч, что отдельные его элементы можно встретить и поныне. В XIII веке этот жанр переживал свой расцвет – манускрипты этого времени сохранили большое число танцев, принадлежащих, прежде всего, перу авторов парижской школы Нотр-Дам. Текстуально связанные чаще всего с Рождеством Христовым или Пасхой, музыкально эти произведения довольно далеки от хорала и органума и ближе стоят к менестрельской и даже народной традиции. Иоанн де Грокейо – парижский теоретик конца XIII века - назвал эти танцы ронделями и сказал, что они обычно поются юношами или девушками на празднествах.

С эстетикой праздника связан и другой жанр школы Нотр-Дам – многоголосный кондукт, несколько более утонченный в отличие от «простонародного» ронделя. Кондукт - это многоголосная (чаще 2-3 голосная) и одноголосная латиноязычная песня XII-XIV веков. Расцвет этого жанра связан с парижской школой Нотр-Дам (ок.1170- ок.1240). Среди известных авторов кондуктов - Перотин, Вальтер Шатильонский, Филипп Канцлер, Петр Блуаский.

В швейцарских манускриптах сохранилось несколько десятков кондуктов. Часть из них – известные парижские произведения, известные по многим рукописям. У части – несколько иной текст или изменена музыка (как, иной второй голос в Sol sub nube latuit Вальтера Шатильонского). Но примерно треть кондуктов – уникальна и не содержится нигде, помимо Швейцарии.

Большая часть из этой последней трети записана в XIV веке, то есть столетием позже основного корпуса кондуктов. Тогда, когда больше нигде кондукты уже не писали. Новая музыка занимала умы и чувства музыкантов и слушателей. Но в швейцарских произведениях это новое было переплетено со старым, новое искусство – Ars Nova- со старым – с Ars Antiqua, в особый причудливый орнамент. Орнамент, не похожий в целом ни на одну из своих составляющих. Эдакое «бабье лето» - и не лето, и не осень, а что-то особенное, со своим очарованием. Как и швейцарские рондели и кондукты.

На концерте эти произведения прозвучать как а-капелла, так и в обрамлении инструментов того времени: цитоли, псалтериума и колесной лиры.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор




Пост N: 1550
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.06.10 20:02. Заголовок: Вера в способность м..


Вера в способность музыки излечивать нравы объединяла большинство музыкальных теоретиков Средневековья. Иоанн Котон (XI-XII вв) писал, что «музыкальное пение … ласкает слух, поднимает дух, воодушевляет воинов …, призывает назад пошатнувшихся в вере и отчаявшихся, дает силу путникам, обезоруживает злодеев, смягчает людей разгневанных, дает радость в печали и заботах, прекращает раздоры, полагает конец суетным помыслам, усмиряет гнев безумцев». По мнению Иоанна Муриса (1290-1351) «музыка имеет отношение к медицине, ею чудесным образом болезни излечиваются, в особенности порожденные меланхолией и печалью; музыка не дает впасть в уныние; музыка ободряет путешественников… Музыка успокаивает гнев, радует печальных, разгоняет разные мысли и от них освобождает».

На этом концерте вместе с ансамблем Labyrinthus выступит Витте–Мария Вебер, известная исполнительница средневековой музыки из Швейцарии. Она концертировала и записывалась со многими знаменитыми ансамблями старинной музыки, такими как Huelgas Ensemble, Ensemble Gilles Binchois, Continens Paradisi, Ferrara Ensemble, Canti B, Ars Choralis Coeln и др. и является одним из ведущих специалистов сейчас в пении средневековой паралитургической музыки.

Также в составе ансамбля дебютирует Мария Батова - одна из самых известных исполнительниц средневековой, да и вообще старинной музыки в России. По окончании Московской консерватории была солисткой Коллегии старинной музыки при Московской консерватории: в 1992-1994 гг. пела в ансамбле "Аргышев Консорт", с 1994 по 1999 гг. - художественный руководитель ансамбля ранней музыки "Musica humana». Выступала с Р. Керером, Дж.Коэном (Boston Camerata), Анной Азема, Домиником Велларом (Ensemble Gilles Binchois), Э. Маскарди, М. Юбеллаккер ,С. Шваннбергером, О. Назайкинской, ансамблями старинной музыки Amarillis (Швецария) , Universalia in Re и Alta Capella (Россия).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 36
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия