|
Отправлено: 19.07.06 08:31. Заголовок: Ранняя церковная монодия
Известно, что пение псалмов и гимнов использовалось в богослужениях уже с первого века существования христианства. С развитием литургии росло и значение пения, как части церковной службы. В средневековой Западной Европе на раннем этапе литургические традиции развивались автономно вокруг ряда местных церковных центров и монастырей. Среди самых известных - Рим, Милан, Толедо, Лион, Беневенто, Равенна. Постепенно местные литургические традиции большей частью были вытеснены централизованной системой богослужений, т.н григорианским пением. • Григорианское (Каролингское) пение (Cantus Gregorianus): Официальный канонизированный свод песнопений римской католической церкви. Создание Григорианского Антифонария (певческой книги) приписывается папе Григорию I (590-604), однако главная заслуга в выработке окончательного свода мелодии и латинских текстов в VIII-IX веках принадлежит каролингскому духовенству. Хотя вероятно, что в основе григорианского пения лежит старо-римская традиция, она меж тем существенно переработана и дополнена, включены формулы из обихода других западноевропейских церковных центров. Мелодии григорианских песнопений строились в 8 средневековых ладах, позднее широко использовались в качестве cantus firmus при создании полифонической церковной музыки. • Старо-римское (римское, старо-романское) пение: Этим термином принято называть церковную музыку Рима до повсеместного введения григорианского пения. Стилистически старо-римское пение сильно связано с традицией византийской и достаточно слабо согласуется с позднейшей григорианской (Каролингской). • Амвросианское (Медиоланское, Миланское) пение (Cantus Ambrosianus): Считается наболее древней западной церковной певческой традицией, её корни принято относить ещё к IV веку, ко времени жизни Св.Амвросия Медиоланского. Ему приписывают авторство 12 гимнов, некоторые из которых используются в богослужении и по сей день. Благодаря своему авторитету на фоне повсеместного ввода унифицированного григорианского обряда Амвросианское пение сумело сохранить свою самобытность, хоть и не избегло позднейших григорианских влияний. • Галликанское (Лионское, Старофранцузское) пение: Данным термином называют церковную певческую традицию, существовавшую на территории провинции Галлия в V-IX веках. Также этот термин часто используется в широком смысле для обозначения "не-римской" традиции. Какие-либо манускрипты, содержащие галликанские песнопения, не сохранились, однако известно, что многие из них были позднее включены в григорианский свод. Известно также, что галликанский обряд был весьма неоднородным и, в зависимости от местности, содержал элементы, заимствованые из иных церковных традиций - как западных, так и восточных. • Мосарабское (Испанское, Староиспанское, Визиготское, Толедское) пение : Традиция Пиренейского полуострова, возникшая предположительно в VI-VII веках в вестготском королевстве и окончательно оформившаяся уже после подчинения Испании арабам. В общих чертах родственна галликанской традиции, но также, вероятно, содержит и арабское влияние. Ввод на Пиренеях григорианского обряда происходил в XI веке во время войн Реконкисты, однако в районе Толедо мосарабское пение продолжало использоваться и позже. • Беневентинское (Монте-кассинское, Южно-итальянское) пение: Традиция, развившаяся в VIII-IX веках в южной Италии во время лангобардского нашествия. Была более тесно связана с амвросианской традицией, нежели с григорианской. Официально отменена в середине XI века. • Кельтское (британо-ирландское) пение: Традиция, сложившаяся в V-VI веках на Британских островах и в Бретани, близкая галликанской. Вытеснялась родственным римскому Сарумским (Солсберийским) обрядом с VII по XII века. • Равеннское пение: Традиция, существовавшая в V-X веках в городе Равенна, бывшей имперской столице и центре византийских владений в Италии. До VII века Равенна являлась форпостом распространения византийского влияния на другие итальянские церковные центры, в том числе на Милан и Беневенто.
|