|
| |
Пост N: 1270
Зарегистрирован: 17.05.05
|
|
Отправлено: 14.06.07 08:30. Заголовок: Э. Боннардо: "Не нужно ни маргинальности, ни соглашательства" (2007)
Эммануэль Боннардо Emmanuel Bonnardot вокал, виела, ребек, циттерн, крота, цитоль Художественный руководитель ансамбля Obsidienne www.obsidienne.fr Участник Ensemble Gilles Binchois Один из основателей и участник ансамбля Alla Francesca (1991-2001)
Каким было Ваше первое впечатление о средневековой музыке? Возможно, были какой-то концерт или книга, которые захватили Вас и обратили Ваше внимание на этот репертуар? Эта музыка заинтересовала меня еще в ранней юности, когда мои родители бродили по романским церквям и пели Перотина под аккомпанемент скрипки! В 17 лет мне посчастливилось петь в хоре La Chapelle Royale de Paris. Репертуар там был самый разнообразный: от Жоскена до Пендерецкого! И вот, несмотря на все это счастье, меня привлекло нечто более раннее. Чего мне хотелось, так это творческого приключения, поиска более универсальных корней. Средние века оказались на пересечении нашей культуры и мировой музыки. Какой средневековый репертуар Вы любите исполнять? Каковы Ваши предпочтения в области жанров, стилей, периода, авторов? Меня привлекает весь вокальный и инструментальный репертуар. Мне необходимо чередовать церковную и светскую музыку. Что такое, по Вашему мнению, средневековый вокал? Чем он отличается от вокала эпохи Ренессанса и барокко? Ренессанс и барокко были всего лишь деградацией, которая привела к декадансу в виде Bel canto! Нет, я шучу! Некоторые считают наоборот: эволюция состояла в движении от примитивного пения к повсеместному господству Bel canto. По сравнению с другим репертуаром средневековый вокал имеет некоторые характеристики, которые представляют особые сложности. Например, партия тенора требует точной подачи дыхания, интонации и однородности. Для исполнения партии контртенора необходимо иметь очень гибкую гортань, чтобы чередовать головной звук с грудным и делать большие интервальные скачки… Остальное все то же самое: хорошая дикция, ровность голоса для полифонии, мощность голоса для длинных мест, его мягкость для камерной музыки, контроль над голосовой вибрацией… В Средние века все это вместе называли словом "subtil" (тонкость, утонченность). Возможно, это было эквивалентом барочного "bon goût" (хороший вкус). На каких инструментах Вы играете? Я использую голос, а также виелу, ребек, кроту, цитоль. Я очень люблю звучание каждого из них… На диске «Cantigas de Santa Maria» ансамбля Gilles Binchois Вы играете на инструменте под названием "крота". Он редок для современного средневекового HIP . Не могли бы Вы сказать несколько слов о нем? Своей формой крота происходит от античной лиры, потом, появившись в Средневековье под названием «рота», она изменяется, из лиры становится виелой. На ней играли до XIX века. Она сохранилась в Уэльсе. В моем понимании это инструмент, на протяжении веков предназначавшийся для аккомпанемента поэтическим произведениям. Поэтому тот, кто мне его изготовил - парижский мастер Bernard Prunier - соединил струны, предназначавшиеся для смычка, с «щипковыми» струнами, позволяя, таким образом, добиться разнообразия звуков при аккомпанементе. Когда идет речь о вокально-инструментальном ансамбле, исполняющем средневековую музыку, из каких критериев, по Вашему мнению, следует исходить при поиске голосового созвучия? Лучший советчик - это слух! Конечно, есть несколько рецептов, но каждый повар добавляет свою изюминку! Отрывки из рецептов Иеронима Моравского: «После того, как песню, которая будет петься, выучат все… условиться по поводу созвучия времени (точности? темпа?), исходя из старинных или из современных [установлений]… Выбрать хорошего руководителя... Не смешивать несхожие голоса… Никогда не пренебрегать пением одного человека, да будет это самой грубой ошибкой … Главная трудность, мешающая нам брать красивые ноты – печаль сердца…». Считаете ли Вы возможным существование в XII-XIII вв. аккомпанемента голосу ансамбля, а не одного инструмента? Идеалом для средневековых музыкантов всегда было единство личности. Пение соло а капелла как монодий, так и полифонии, являлось вершиной. Присутствие собственного аккомпанемента своему голосу, как это делаю я, также полностью соответствует данному постулату. В ансамбле Obsidienne мы часто чередуем партии одноголосно. Но когда мы играем tutti, я не ищу однородности. Мне, скорее, важно собрать индивидуальности. А поскольку мы долго работаем вместе, это больше похоже на встречу, чем на состязание. Некоторое сремя назад я был на концерте сардинского пения, в традицию которого входит исполнение полифонии одним голосом на партию. Пели поочередно два квартета, приехавшие из двух деревень. И вдруг они стали исполнять вместе общий репертуар, ничего не потеряв каждый в своей уникальности. Это было волшебно! Где Вы преподаете сейчас? Как можно стать Вашим студентом? Я преподаю совместно с Рафаэлем Пикаcос (Raphaël Picazos) и Барнабе Жанен (Barnabé Janin) в Национальном центре музыкальных наук (CNSM) в Париже, в CNR в Марн-ла-Валле и в Бургундии. Я преподаю мало, но могу помочь вам советом. Есть ли разница в преподавании средневековой музыки, музыки Ренессанса и барокко? Для классического музыканта гораздо сложнее перейти к музыке Средних веков (перешагнуть за рамки культурных установок). Основными трудностями являются недостаточная ладовая память, ведение мелодической линии, слушание «вертикали» и слишком мало «горизонтали», чувство ритма, часто ограниченное практикой современного сольфеджио, темперации (пифагорийская, мезотоническая), соответственно этому и репертуар (пять веков музыки!). Также требуется время на расшифровку оригинальных нотаций, поиск инструмента, небольшое количество мест, где можно получить образование. Может, Вы могли бы назвать кого-нибудь из ваших бывших студентов, исполняющих сейчас средневековую музыку, или же посоветовать послушать других молодых исполнителей? Кого Вы любите слушать? Несмотря на долгие годы работы в Центре средневековой музыки в Париже, в Лионской консерватории и на многих программах стажировки, я не являюсь преподавателем в классическом представлении «учитель – ученик». Чаще всего это были артистически конкретизированные встречи, проходившие или в процессе моей работы в Obsidienne, или во время концерта (конкретность=концерт). Как Вы оцениваете изменения в области исполнения средневековой музыки за последний десяток лет? Каковы его перспективы? Достижения в музыковедении позволили лучше понять и исполнять произведения этой эпохи. Теперь, посредством творчества и артистической интерпретации, с сооблюдением уважения к наследию, нужно суметь затронуть и достучаться до неподготовленных слушателей, составляющих большой процент аудитории. Наше поколение, сумевшее увлечься новым открытием Средневековья, уже получило признание в рамках движения старинной музыки в широком смысле (средства эпохи адаптируются к музыке эпохи). Не нужно ни маргинальности, ни соглашательства. Просто быть признанными и любимыми, вот мое желание. В заключение, скажите, пожалуйста, несколько слов о Ваших ближайших планах. С Obsidienne в настоящий момент в сотрудничестве с известным специалистом в сфере "Chant sur le livre" (пение по книге), Жаном Ивом Эймозом (Jean Yves Haymoz) мы проводим большую работу, посвященную импровизации в полифонии Средневековья и Ренессанса. Скоро появится наш диск (студия Calliope) "Miracle! Cantigas de Santa Maria d'Alfonso el Sabio", в котором проявится наше инструментальное звучание, дополненное чередованиями голосов хора и солистов. Есть еще спектакль с танцами и чтением отрывков из знаменитого "Roman de Fauvel", а также другие проекты, связанные с танцами, традиционной музыкой (совместно с ансамблем армянской музыки Akn), современным творчеством (творчеством Рафаэля Пикароса (Raphaël Picazos), Лигети (Ligeti)…), для детей – CD книга "Le chevalier aux sortilèges" (Колдовской рыцарь) издательства Didier Jeunesse… Большое спасибо alice за организацию интервью и перевод с французского языка!
|