Данил Рябчиков, один из основателей и руководитель ансамбля Universalia in Re (2001, мавританская гитара, уд). Участвовал в мастер-классах Доминика Веллара (средневековое пение, средневековая нотация, 2005), Адольфо Броегга (средневековая лютня, 2002), Марчина Борнуса-Шичински (средневековое пение, средневековая нотация, 2002, 2005), Пьера Амона (средневековый ансамбль, 2005).
Из материалов сайта ансамбля Universalia in Re Каковы твои музыкальные приоритеты в средневековье? Какую музыку из средневекового репертуара ты любишь слушать? А исполнять? Приоритеты меняются. Интересующий меня материал становится все более ранним. Впрочем, были и остаются интересны кантиги и английская музыка (и монодия, и полифония) 13 века. А теперь к этому списку добавилась и школа Нотр-Дам – кондукты, рондели – десятки и сотни шедевров «побочной продукции» парижан.
Вообще, интересно, что чем больше узнаешь о средневековой музыке, тем больше ее становится. Поначалу кажется – ну вот - десятки мелодий помимо хоралов, потом – ну, считанные сотни произведений, а сейчас кажется что тьмы и тьмы – не переиграть и не переслушать за всю жизнь.
Понятно, что слушательский диапазон шире. Как исполнители мы ограничены, во-первых, языком (поэтому миннезанг, скажем, несмотря на всю привлекательность, вряд ли мы когда-либо сыграем), потом инструментарием (ну не играть же тех же ранних «англиков» на мавританской гитаре или уде с лютней?), да и просто нехваткой музыкантов (гениальные итальянские лауды 14 века требуют довольно большого количества «средневековых» певцов – а они в бо-ольшом дефиците у нас).
Потом, важно найти свой репертуар – музыка 12, 13 или 14 веков требует своей стилистики, своей техники, своей эстетики. С учетом того, что для большинства из нас средневековье – не основная работа, много времени подобному погружению в материал уделить не удастся, и, значит, верно, лучше сделать меньше да лучше.
Возвращаясь к себе как слушателю – всегда интересно слушать неизвестный репертуар (а средневекового материала не записанного, да и не игранного – горы), по крайней мере, диски с таким содержимым более привлекают внимание :)
Были какой-то первый диск, концерт со средневековой музыкой, которые захватили? Первое событие? Если обратиться к истории :), то сначала появился интерес вообще к старинной музыке. Дауленд, Холборн, английские «мадригалисты». Записи Pro Anima, Мадригала, двойник Паньягуа – собственно все, что можно было тогда достать. Первый интерес именно к средневековью разбудили Black Madonna и Chominciamento di Gioia Unicorn'a, подаренные мне на день рожденья :) . А затем, услышав Gabriel's Greeting от Sinfonye и Neidhardt von Reuenthal Аугсбургского ансамбля стариной музыки, я испытал что-то вроде потрясения и понял, что именно эту музыку я искал несколько лет – так глубоко, просто и цельно ничего не звучало.
Как все у тебя начиналось? Ну, здесь все просто. Сначала музыка, потом интерес к ней, ее изучение, потом -лекции в фонде Сороса фактически о музыкальной психологии с обильным рассмотрением музыки Средних веков, затем сразу же по окончании – ансамбль. Сначала, чтоб «что-то средневековое и около» поиграть. Не было ни умений, ни инструментов – одно желание. И было понимание того, что ни о каком «аутентизме» не может быть и речи – какой уж аутентизм с обычными скрипками-мандолинами-блокфлейтами? Поэтому первоначально играли процентов на 50 собственные сочинения, процентов на 50 – что-то «средневековое». Потом были самообразование :) , поездки на фестивали (большое спасибо Тарасу Драку за то, что вытащил нас в свое время в Ярослав), мастер-классы, покупка инструментов, смены состава, записи. Ну и постепенно менялись возможности, а вслед за этим репертуар и подход. Хотя, конечно, что-то осталось неизменным. Восторг перед этой музыкой и перед ее возможностями, ну и, конечно же, «отношение к музыке как ко внутреннему переживанию, способному изменить жизнь» :)
Академическое музыкальное образование и средневековая музыка – как соотносится все это? Пока кривенько. Ну, как, скажем, и историческое образование и средневековая музыка. Как-то помогает. Но не является образованием. В этой области. Конечно, и плотник может стать столяром – но надо еще поучиться. Вот в этом вся проблема. Откуда ведь вопрос взялся, как я понимаю. Музыкантов, играющих средневековую музыку, немного. Где искать пополнение? Первая мысль – в консерватории, в музучилище – техника есть, учиться умеют. Казалось бы – что еще надо? Ан нет – раз за разом не получается. Из-за отсутствия гибкости и неумения действовать в разных, иных от привычных эстетических «пространствах», из-за элементарной неритмичности (это просто катастрофа), из-за неумения переучиваться. Последняя причина наиболее фатальна, с одной стороны, с другой – наиболее понятна: когда человек уже проучился 10-15 лет, скажем, на скрипке тяжело начинать с нуля, учиться новому инструменту, новой технике заново: он уже чего-то добился, и опять быть первоклашкой? Тем более кажется, что и скрипичные «фишечки» подходят, и на ухо все еще зудят часто, что, мол, на современных инструментах исполнима вся старинная музыка, поскольку они вобрали в себя все предыдущие ну и т.д.
Твое мнение о Средневековой музыке в России? О том, что изменилось за последние лет 10. Куда движемся? Мне кажется, играть стали профессиональнее, лучше, глубже. По крайней мере, точнее стилистически. Куда движемся сказать сложнее. Надеюсь, что вскоре будут в России ансамбли и диски европейского уровня! Не хватает только какого-то «движения». Средневековье в России все еще остается уделом небольшой горстки энтузиастов. Конечно, можно надеяться, что эта горстка могуча, но лучше бы она была несколько более многочисленна :)
Твое мнение о средневековой музыке в Европе и Америке. А откуда и куда они движутся? Ох, об этом сложно судить, поскольку приходиться судить извне. Подоплека событий и развития мне неизвестна. Я не внутри процесса и могу судить только как сторонний наблюдатель – по дискам и концертам. Мне кажется, сейчас исполнение часто несколько «обарочено» – «технизировано» и «аффектизировано». Т.е. те же самые вещи происходят, что ранее и с барочным исполнительством происходили. Возможно, сейчас есть мода на эту «барочную парадигму». Но это пройдет, я думаю :) Как ранее это было с модой на восток или фолк – мода ушла, а принесенные ею открытия остались.
На каких инструментах ты играешь? А на каких хотел бы? Почему? Толком на мавританской гитаре исключительно, пожалуй. Какое-то время играл и на уде, но это инструмент с весьма ограниченной областью применимости в средневековой музыке. Нечасто упоминается в источниках. Гораздо реже, чем ее можно было слышать в записях 80х,скажем :) Возможности использования мавританской гитары несколько шире (еще бы, ее любил сам Иоанн де Грокейо :) :) ) , но тоже с большими ограничениями. А исполнять другую музыку хотелось бы. А со своим уставом (инструментом) в чужой монастырь (музыку) ходить не хочется – я ж не инструмент хочу в музыке показать, а саму музыку, ее особенности, то, что «за музыкой». И это можно сделать только в рамках ее (музыки) собственной эстетики, ее собственного инструментария. Поэтому сейчас мучаю псалтериум :). Надеюсь, что когда-то руки дойдут до цитоли. Я, конечно, хочу еще уметь играть на виеле, ребеке, перкуссии или духовых – но где ж такую длинную жизнь найти?
Как ты относишься к "другой" музыке? Что слушаешь? Что рекомендуешь и что не рекомендуешь слушать? Ох, рекомендации – это опасный вопрос :) Иероним Моравский вот советовал слушать все, поскольку даже у плохого певца нет-нет, да будет что-то интересное.
В средневековой музыке я стараюсь следовать совету Иеронима и слушаю все сколь-нибудь-HIP записи. В более поздней музыке мои вкусы банальны: И.С.Бах, Мусоргский, Скрябин, Шостакович. Из современных – Пярт и Канчели.
Как ты считаешь, возможно ли одинаково хорошо/искренне/грамотно/нужное подчеркнуть или добавить/ играть средневековую музыку и музыку более позднюю - ренессанс, барокко etc.? Тот же вопрос про средневековую музыку и фолк, средневековую музыку и рок etc. Мне довольно сложно представить, что можно качественно и глубоко сыграть сегодня один концерт с музыкой, скажем, 13 века, а назавтра – с музыкой 15-го. Это надо какой-то удивительнйо гибкостью обладать, чтоб уметь переключаться и забывать всю технику, всю эстетику в очень короткий срок и научаться (вспоминать) новую. Т.е., технически почему бы и нет, но каким будет качество?
Конечно, можно сыграть одну программу, потом, погрузившись в иную эпоху, сыграть качественно иное. Это возможно. Но требует большой гибкости. И редко у кого получается. Обычно музыканты и ансамбли, даже исполняющие обширный старинный репертуар, лучше всего исполняют музыку какого-то ограниченного периода, остальное – «факультативно».
Ты нередко появляешься на просторах Инета. Инет и средневековая музыка связаны между собой? Мне кажется, Universalia in Re многим обязана инету. Инструменты, ноты, трактаты, знакомство со «средневековыми» музыкантами, поездки на фестивали и мастер-классы- все это произошло благодаря инету. Сеть помогла преодолеть провинционализм за не очень большой срок. В рамках средневековой музыки в России все еще провинция (хотя и произошли сильные изменения лет за 5), Нижний Новгород – тем более. И одна из самых важных вещей для молодого музыканта, исполняющего средневековую музыку, избавиться от «провинциальности», услышать, узнать, почувствовать современный уровень сведений о той музыке, современное состояние исполнительства, найти себя в этом контексте. И как это можно в России сделать без инета - не представляю.
Что бы ты посоветовал начинающим, и есть ли планы по изменению ситуации в России в смысле малого количества нашей кучки на большее количество? :) Слушайте много, спрашивайте, читайте, выезжайте на фестивали средневековой музыки, смотрите, слушайте, учитесь - сейчас в России это легче чем 5-10 лет назад и - все возможно. Любой уровень. Лишь бы желания хватило.
А что о планах, то тут не все в наших руках
Многое от обучения зависит. А с ним у меня никакой связи. Остаются записи, концерты, этот форум и будущий сайт. Впрочем, нет причин горевать- у этой музыки большие перспективы.