Форум по средневековой музыке

АвторСообщение
администратор




Пост N: 782
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.06 16:04. Заголовок: Конрад Штайнман: "Это долгий путь" (2006)


Конрад Штайнман Conrad Steinmann
Блокфлейта, авлос
Родился в 1951 в Швейцарии. Окончил Schola Cantorum Basiliensis, в ней же с 1982 года преподает.
Выступает соло и в составе ансамблей Differencias, Ensemble 415,London Baroque




На каких инструментах Вы играете? Нам известно о блокфлейте и авлосе. Может быть, есть еще какие-то?

В юности я много лет играл на современном гобое и даже собирался заниматься
у знаменитого Хайнца Холлигера. Но, так или иначе, я чувствовал конфликт между техникой пения и гобоем, и это в конце концов привело к тому, что, после недолгого знакомства с барочным гобоем, я совсем оставил этот инструмент. Затем я еще некоторое время играл на траверс-флейте, пока снова не почувствовал, что блокфлейта - была и все еще остается моим инструментом.

Где Вы учились игре на этих инструментах?

Игре на блокфлейте я обучался у Ханса-Мартина Линде в Базельской Schola Cantorum. Гобою - у оркестрантов в Цюрихе и Базеле. Взял несколько уроков барочного гобоя у Брюса Хэйнса в Гааге. Траверс-флейту изучал сам. То же самое можно сказать о греческом авлосе.

Кстати, об авлосе и, вероятно, этот вопрос можно отнести и к средневековой блокфлейте – как можно научиться технике игры на этих «забытых» инструментах?

Сейчас мне ближе греческий авлос, и мне кажется, что оригинальная техника игры на нем более ясна, чем на _средневековой_ блокфлейте, потому что у нас есть возможность наблюдать за народными многоствольными инструментами по всему Средиземноморью. Эти инструменты сравнимы с авлосом. Так, Благодаря т.н. египетскому аргулу или сардинскому лаунеддас – на обоих этих инструментах играют с одинарной тростью - мы можем получить весомый объем информации об игре на многоствольных инструментах. Техника игры на них включает в себя цепное дыхание и пальцевую артикуляцию и это – основа для развития «авлосовой» техники.
Я завершил свои исследования рассмотрением всех существующих авлосов или их фрагментов, сохранившихся во многих музеях (я включу все эти измерения и полученные сведения в книгу, которую пишу сейчас! В том числе там будет информация и о копиях греческих инструментов из Санкт-Петербургского музея музыкальных инструментов, датируемых второй половиной XIX века!)

Хотя Средние века для нас гораздо ближе по времени, чем греческая классическая античность, специфическая техника игры на _средневековой_ блокфлейте нам менее ясна. Только из трудов начала 16 века (Сильвестро Ганассии с его Фонтегарой и другие) мы знаем что-то об артикуляции, о стиле, о вкусе. Поэтому первое, что необходимо знать, - каким был средневековый вкус, какой была динамика и так далее, сравнивая все, чему мы научились у инструментальной музыки того времени. Эта музыка была или могла быть очень виртуозной, следовательно, блок-флейтисту нужна основательная подготовка, чтобы исполнять ее. Можно также сказать, что блокфлейта - это настоящий средневековый инструмент, с типичным для всех средневековых инструментов «недостатком» динамики. Динамика в смысле crescendo и diminuendo, по моему мнению, не была присуща инструментам того времени (как и большинству народных духовых инструментов, на которых все еще играют сегодня). Увеличение громкости происходило за счет добавления инструментов, и наоборот.
Но вопрос еще в том, что такое собственно _средневековая_ блокфлейта. Сравнивая все доступные нам сейчас данные (включая блокфлейту 14 века из Тарту/Эстония, а также инструменты из Дордрехта и Польши) мы можем получить информацию об особенностях звучания, возможно, типичных инструментов того времени, и так далее. Это позволяет нам, в конце концов, увидеть и услышать, какая артикуляция была характерна для того времени.
Я надеюсь, что Таави-Матс Утт, тщательно изучавший Тартусскую находку, опубликует свои наблюдения. Возможно, копия инструмента полностью изменит наши представления о средневековой блокфлейте, кто знает?
Было бы интересно также изучить и народные инструменты, например, грузинское саламури с его любопытным каналом, который позволяет легко и очень чисто производить передувание в октаву и дуодециму.
Словом, необходимо со всей возможной тщательностью выполнить много нужной и стоящей работы.

Почему Вы выбрали блокфлейту?

Я начал играть/или брать уроки в восемь лет у того же учителя, что учил раньше моего старшего брата. Хотя он был скорее исполнителем на траверс-флейте, он смог передать невероятный восторг перед блокфлейтой, и это удержало меня от перехода к новому, «лучшему» инструменту. Меня также вдохновляли мои занятия с товарищами в гимназии, поскольку у нас была возможность играть в школьном оркестре, да еще вдобавок получать первые призы на школьных конкурсах.
Но, кроме того, и в этом главная причина, блокфлейта – это очень природный инструмент, близкий человеческому телу, пению. Не стоит забывать и о том, что репертуар довольно обширен, включая современную музыку, а это всегда имело и имеет особое значение. В юности же для меня это было особенно важно.

Как Вы изучали средневековую музыку? Есть ли большая разница в изучении средневековой и барочной музыки, средневековой и барочной блокфлейты? Много ли общего?

Как я уже говорил раньше, это долгий путь, и я далек от того, чтобы откинуться назад в кресле и сказать: «Теперь я знаю все о том, как это должно быть». Каждое произведение требует основательного исследования перед тем, как я решаю, как его нужно исполнять (или еще лучше: как я хочу, чтобы оно было исполнено). Прошу прощенья, если этот ответ не удовлетворяет немедленно какого-нибудь исполнителя, ищущего конкретной и немедленной помощи или совета. Но, конечно, одну вещь необходимо четко осознавать: средневековая блокфлейта отличается от ренессансной и весьма далека от барочной. Нечего и говорить, что особенности их специфического «произношения» должны быть абсолютно различны, это два разных мира как в смысле внутреннего чувства, так и в способах его внешнего выражения.

А музыка Древней Греции? Каким образом она привлекла Ваше внимание, как исполнителя? Существует ли разница в изучении и исполнении этой музыки по сравнению со средневековой?

Наверное, я уже ответил выше на этот вопрос. Я хотел бы только добавить, что, по моему мнению, древнегреческая и средневековая музыка далеки друг от друга. Впрочем, это еще вопрос, и он достаточно сложный - как греческая музыка сама менялась в течение столетий. Новые инструменты, появившиеся в Средние века, оказали огромное влияние на общий строй музыки. Более того, развитие уникальных полифонических форм влияло даже на саму структуру музыки, на ее эстетику, на технику игры на музыкальных инструментах, на системы строя и так далее. Взаимодействие языка и музыки, которое существенно изменяется, когда речь идет о ритме - это тоже интересный вопрос.

Были какой-то первый диск, концерт со средневековой музыкой, книга, которые захватили? Первое событие?

Несомненно, это был концерт Studio der frühen Musik с Томом Бинкли и Андреей фон Рамм, которые в 70е годы привлекли мое внимание смешением научного подхода и очень живого исполнения старинной музыки на концертах. А поскольку я в целом интересуюсь историей во всех смыслах этого слова, меня легко очаровать книгой («Осень Средневековья» Хёйзинги и др.) или картинами, или даже в еще большей степени архитектурой (ранние базилики в Равенне, Фессалониках, Риме). Все это лишний раз подтверждает для меня, что столь же высокие художественные и ремесленнические качества должны быть присущи музыкальным инструментам и исполнению музыки.

Какой средневековый репертуар Вы предпочитаете исполнять или слушать?

Мне очень нравится Треченто, не только Ландини, но и музыка из кодекса Росси с ее очаровательной наивностью. И ,конечно, Машо- это один из героев!

Вы – один из немногих блокфлейтистов, выступающих как соло, так и в составе флейтового консорта или смешанного ансамбля. Существуют ли особенности игры в каждом из таких ансамблей? Как Вам удается играть в консорте со струнными инструментами? Что Вы делаете чтобы такой консорт зазвучал?

Разумеется, между игрой соло, когда уровень импровизации выше, и игрой в ансамбле/консорте есть существенная разница. Мне нравятся оба варианта. Иногда мне ближе более гибкая форма - соло, иногда мне нравится быть частью более сложной структуры. Смешанные ансамбли зависят во многом и главным образом от музыки, которую вы исполняете. Нужно много времени, чтобы найти правильный баланс между различными инструментами, который могут меняться от пьесы к пьесе. И, наконец, наибольшая трудность - собрать все вещи, которые вы хотите исполнить, воедино, в одну замечательную программу, которая была бы честной и привлекательной одновременно. Хорошие инструменты, отражающие искусство и дух одной и тоже эпохи, должны всегда звучать хорошо вместе. Но я знаю, что это - рискованное утверждение.

Не могли бы Вы описать в нескольких словах Ваш курс в Базельской Schola Cantorum? Каким образом Вы учите средневековой блокфлейте?

У меня уже несколько лет - с тех пор как Корина Марти ведет класс по средневековой блокфлейте - нет отдельных курсов по средневековой музыке в Школе. Мои классы сейчас, в зависимости от студентов, больше направлены на Ренессанс или Барокко но, как я уже упоминал выше, я включаю в курс и средневековые упражнения.

Как стать Вашим студентом?

Это довольно просто. Вы не должны быть слишком старым (средний возраст студентов первого курса - 19-20 лет) и должны сдать вступительный экзамен в Schola Cantorum Basiliensis, который всегда проходит в мае-июне (заявление о приеме надо подать до конца марта). У вас должно быть глубокое увлечение инструментом, и вы должны его продемонстрировать. Ну и, конечно, обладать определенными способностями и техникой. Но абсолютного стандарта не существует, да и можно ли его определить?

Не могли бы Вы порекомендовать кого-то из Ваших бывших студентов или других исполнителей на средневековых блокфлейтах? Кого Вы предпочитаете слушать?

Michael Form, Pierre Hamon, Pedro Memelsdorff, Anita Orme, которая недавно закончила SCB. Это зависит немного от проекта

Возможно ли изучить средневековую блокфлейту самостоятельно? Какие книги или диски вы могли бы посоветовать?

Здесь я ничем не могу помочь. Личный контакт ничем невозможно заменить

Каковы, на Ваш взгляд, основные изменения в исполнении средневековой музыки в Европе за последние 10 лет ? Каковы современные перспективы?

Во-первых, необходимо уточнить, что мы имеем в виду под «средневековой музыкой». Одноголосную или полифоническую музыку? Более или менее связанную с народной техникой игры? Какого времени? Не забывайте, что IX-XV века – это большой период. Для современного исполнительства часто характерен очень высокий уровень. Но при этом в нем бывает недостаток «жизни», и оно может казаться безвкусным (Я ничего не имею против высокого уровня, это - conditio sine qua non).

Возможно ли одновременно играть средневековье и барокко. Легко ли переключаться между двумя эпохами?

Если у вас в руках есть конкретный инструмент, вы сразу почувствуете, в каком направлении он вас ведет. Если вы это поймете, у вас возникнет чувство симбиоза с инструментом, которое точно подскажет присущую этому инструменту музыку. Но нужно сказать, что средневековье и барокко- это очень разные вещи! Я лично никогда не объединяю эти две эпохи на одном концерте, зачем?



(с) 2006, Форум по средневековой музыке http://medievalmusik.fastbb.ru




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 20
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия