Форум по средневековой музыке

АвторСообщение
администратор




Пост N: 757
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.09.06 23:07. Заголовок: Александр Данилевский (Syntagma 7, Pro-Anima): "Средневековая музыка нуждается в реабилитации"(2006)


Каковы Ваши музыкальные приоритеты в средневековье? Какую музыку из средневекового репертуара вы любите слушать? А исполнять?

Трудно сказать. Особых приоритетов нет. Была бы музыка содержательная. Но сам-то я люблю всякое софистицированное с ритмическими загвоздками, или мелодически богатое, развитое, если это монодия. Гениальную, короче.
Проще сказать за что я не берусь. Например, за трубадуров провансальских – это все-таки другая культура. Далекая, и на проникновение в которую надо много лет потратить. Можно, конечно, что-то сыграть, но у многих ансамблей это звучит поверхностной экзотикой. А этого бы не хотелось. Я считаю, что к сожалению, средневековая музыка нуждается в некоторой реабилитации – часто за ее экзотичностью исчезает глубина, и я акцентирую на этих сторонах – не экзотичность, а глубина и серьезность.

Были какой-то первый диск, концерт со средневековой музыкой, которые захватили? Первое событие?

Да нет, пожалуй, я очень увлекался современной модернистской музыкой (Булез, Штокгаузен и пр.) Молодой был, все хотелось чего-то нового, нового и нового. Как-то копался в библиотеке и наткнулся на издания Машо. Вот и нашел новое, совершенно колоссальное. Это и был неосторожный шаг – затянуло. Потом ноты Треченто, Чикония. Опасная трясина. Слушать – тогда и концертов не было, это уж после попадались какие-то диски, которые только укрепили привязанность.
Услышал Lamento di Tristano, к сожалению, не помню, какой диск, - совершенно потрясло. С тех пор я наверно тыщу раз сыграл эту пьесу, и она мне до сих пор не надоела. Даже неловко признаться: всем надоела, а мне нет.

На каких инструментах Вы играете? Где учились игре на них?

Конечно, на лютне всякими способами (плектром, пальцами) и фидель – это основные. (на старости лет еще и на виоле учусь у своего же музыканта в Люксембургской консерватории вместе с дочками, от которых я безнадежно отстал). В России играл еще и на блок-флейте (я имею ввиду на концертах). Здесь на флейте мне никак, да и не нужно.
Я был весьма подкованный гитарист, и естественно начал на лютне. Разумеется самоучкой. Тут надо вспомнить моего друга, ныне покойного Марика Эйдлина, второго (или первого) лютниста в Петербурге. Мы сумели преодолеть некоторую коллегиальную отторженность и очень подружились. Мы много занимались вместе, показывая друг другу что, как. Делились техническими идеями и достижениями, читали доступную литературу, кстати, ее тогда уже было, как ни странно, немало в Публичной библиотеке и в библиотеке Консерватории. И такой способ обучения был очень эффективным. И это приятно было, в удовольствие. Но потом уж, конечно, Базель, и там я был первой вороной залетной.
Я попросился к Кротону как основному преподавателю, именно из-за техники. И он меня спросил: Ты хочешь продолжать так же или освоить другую технику? Я сказал: давай начнем все с нуля. И мы начали всю постановку правой руки с нуля. И целый год я был опять начинающим, и теперь этим очень доволен.

Вы учились в Базеле. Расскажите каково это? Есть ли смысл стремиться туда молодым музыкантам, желающим играть средневековье? Каких преподавателей вы бы посоветовали? Как Вы считаете, есть ли что-то в Европе? сравнимое с SCB (имеются в виду именно «средневековые» учебные заведения, конечно)?

Говорят, Scolа не лучшие времена переживает. Трудности как финансовые, так и в некотором смысле моральные. Вспомним историю.
Приехали учиться сначала англичане. Приехали, уехали. Потом американцы приехали – уехали. После американцев – латино-американцы. Большая часть их осталась в Швейцарии. Сейчас волна из бывших социалистических стран – Польши, Украины, Чехии... Туда приезжают, и уж никакими силами оттуда не выдворить. Тут-то и появились таблички: осторожно – воровство. Уже при латинах Эжен Домбуа унес домой свою библиотеку, которая стояла в классе и которой всем можно было пользоваться – зашел, взял, скопировал, поставил обратно. А теперь и в библиотеку посадили библиотекаря. А раньше брал, копировал, ставил на место. И золотые рыбки в фонтане сдохли.
Вот когда они оттуда разъедутся и, подобно англичанам и американцам, создадут очаги у себя – вот тогда дело и сдвинется. Но мы забегаем вперед.

Все-таки уровень остается очень высокий, особенно если Вы умеете взять от педагога – тамошняя система ничего не навязывает.
Разумеется, там есть прекрасные музыканты. Для лютнистов: Кроуфорд Юнг, или Кен Цукерман. Рэнди Кук научил много кого на фиделе играть. Ну и, конечно, Доминик. Но надо помнить, что там обучают средним стилистическим установкам, и что свою индивидуальность надо культивировать самому, особенно после окончания – в море житейском, когда и начинаются трудности.

Вообще некий усредненный стиль в средневековой музыке – это беда. Понятно, что провансальские трубадуры, лотарингские труверы или Треченто – это три «большие разницы». Но, к сожалению, это надо каждый раз объяснять вокалистам базельской школы. Семь потов сойдет.

Сейчас сравнимая школа по уровню – это в Барселоне. Но там нет специально средневекового отделения, хотя есть прекрасный специалист по блок-флейте, Педро Мемельсдорф, а в Базеле как раз не ахти. И для музыканта я бы рекомендовал путь у конкретного педагога, а не в заведении. Напр., для блок-флейты есть Кес Беке (и для фиделя), а в Саарбрюккене – Бернхард Штильц, в Люксембурге – Свен Кюглер, в Лионе – Пьер Амон. Для фиделя хорошо на мастер-классы к Жорди Савалю съездить.
Это музыканты, которые учат не только инструменту, но и музыке в широком смысле. Занимаются от души. Даже не обязательно поступать сразу в высшее учебное заведение. Выбрать педагога в зависимости от специализации, а уж потом наводить лоск в Scola Cantorum. Исполнительский диплом по средневековой музыке дает, кажется, только Базель. Однако, трудно сказать, чему он служит :) :) :)

Вы выступали с Pro-Anima. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде по подробнее. В инете очень мало информации об этом, к сожалению. И я кроме существования пластинки с музыкой Чиконии и Ландини ничего об этом не знаю.

Рассказывать долго можно. Это целый роман во многих томах. Отложим это на следующий раз.

Вы довольно давно работаете во Франции. Есть ли сейчас разница между музыкантами исполняющими старинную музыку «там» «и здесь»? Если есть, то в чем она?

К сожалению, я не могу сравнивать, т.к. очень мало знаком с ситуацией в России сейчас. Только отрывочно.
По моим впечатлениям, на основании моего малого знания, могу сделать вывод: здесь это нормальные музыканты, как и все другие. Ничего экзотического. Обвинений, прости Господи, в «аутентизме» здесь нет и, кажется, давно. По крайней мере, я с этим словом только на forumclassica.ru встречаюсь, и судя по агрессивности, которая там выплескивается, - вам не позавидуешь. Сочувствую. Но этот период должен пройти. Это надо перетерпеть. Ничего не поделаешь.

Программы Вашего ансамбля Syntagma7 разнятся и во временном и в географическом смысле довольно разительно. Что их объединяет?

Их объединяет разнообразие. Я люблю самую разную музыку – лишь бы она была высочайшего качества. Ну и, конечно, незаигрнанность. Я стараюсь подбирать произведения еще неисполненные или исполняемые редко. Даже есть чем гордиться: мы первые сыграли арии Фрескобальди, после нас появилось довольно много записей, не говоря уж о концертах, и даже в моих аранжировках. Есть счастливые люди, которые играют всю жизнь одну музыку, умеют хранить постоянство. Вот у меня есть знакомый лютнист прекрасный. Он всё Вайса играет. А мне надо менять. Я так и не решил, хороша это нет эта полигамия. С какой-то стороны – да, с какой-то нет.

И, если возможно, расскажите о музыкантах Вашего ансамбля поподробнее. К сожалению, мы здесь знаем о них не много

Я стараюсь подбирать индивидуально и активно думающих людей. Это главное. Ну и, конечно, самых лучших.
Но чем говорить о них, вот линки, откуда про них можно узнать: Акира Ташикава, контр-тенор: www.bach-cantatas.com/Bio/Tachikawa-Akira.htm;
Таис Оара-Мотта: http://www3.fnac.com/item/author.do?category=classic&id=175748
Агнешка Будзинска: http://www.peregrina.ch ; Аннемике Кантор : http://www.bach-cantatas.com/Bio/Cantor-Annemieke.htm ; ударник Бенуа Стазиасик : http://benoitmusic.googlepages.com
Блок-флейтиста Бернара Штильца рекомендую от всей души как педагога. Многие его ученики получали первые премии на национальных и международных конкурсах.

Планируете ли вы приехать со средневековыми программами в Россию?

Трудный вопрос. Выпью стаканчик – и планирую. Почитаю новости в интернете – и не планирую. Если б можно было только концертами отделаться, но очень трудно с сопутствующими обстоятельствами. В Питере, напр. Мешают, пожалуй, личные старые раны. Вот Пикассо потребовал за возвращение в Испанию голову Франко. За возвращение в Россию я мог бы потребовать голову Матвиенко.
Я, конечно, не Пикассо, но и Матвиенко не Франко.

Ваше мнение о Средневековой музыке в России? Что изменилось за последние лет 10? Куда движемся?

Ничего не могу сказать. Опять – таки хотелось бы движения в глубину. Чтобы когда говорят «средневековая музыка», слушатель вспоминал не экзотические ярморочные волынки, как подчастую во Франции средневековые праздники с чудовищными звуками, которые люди и принимают за средневековую музыку, и поэтому ее приходится реабилитировать. На каждом концерте всегда находятся люди, для которых сюрприз и открытие, что эта музыка с глубиной.

А в Западной Европе? Какие изменения ?

Засилие барокко вроде как заканчивается. Средневековая музыка расходится, все больше концертов и фестивалей. Даже в Бельгии она появилась, традиционно барочной стране. Виден свет в конце туннеля.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


moderator




Пост N: 143
Зарегистрирован: 28.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.09.06 01:15. Заголовок: Re:



 цитата:

Tristan пишет:
Вы выступали с Pro-Anima. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде по подробнее. В инете очень мало информации об этом, к сожалению. И я кроме существования пластинки с музыкой Чиконии и Ландини ничего об этом не знаю.

Рассказывать долго можно. Это целый роман во многих томах. Отложим это на следующий раз.



Ловим Вас на слове и ждем следующего раза.
А что, в Европе действительно сейчас все больше именно средневековых концертов и фестивалей? Скажите, пожалуйста, а какие из европейских фестивалей Вы порекомендовали бы посетить?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия